ДЕТСКИЙ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЙ ТРАВМАТИЗМ

Согласно статистическим данным в России наблюдается стабильное увеличение детского дорожно-транспортного травматизма.

За первые три месяца 2017 дети и подростки в возрасте до 16 лет пострадали в каждом десятом (10,2%) ДТП. Всего произошло 3225 ДТП (+6,3%), в которых погибли 108 (+21,3%) и получили ранения 3479 (+6,7%) несовершеннолетних. [1]

2018 год демонстрирует ту же тенденцию. В Псковской области за первые пол года 2018 года количество автомобильных аварий на дорогах региона с участием детей выросло на 14,9%.  Количество пострадавших детей за  2017 год по области составило 78 человек, а за первые пол года 2018 года - 122 ребенка.[2]

Данная ситуация имеет место на фоне общей для страны тенденции к сокращению количества дорожно-транспортных происшествий (ДТП) и числа пострадавших в них.[3]

Обеспокоенность сложившейся ситуацией демонстрируется со стороны государства – имеется ряд государственных программ, направленных на изменение приведенных показателей в сторону их снижения: Стратегия безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018-2024 годы , утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 января 2018 года N 1-р; Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. № 1734-р и др.

Наиболее частыми нарушениями правил дорожного движения со стороны несовершеннолетних являются переход проезжей части не по пешеходным переходам, передвижение по проезжей части дороги при наличии тротуара, не использование ремней безопасности в транспорте; управление транспортным средством не имея водительского удостоверения; езда и перевозка пассажиров без мотошлемов; управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения; пересечение перекрестка на красный сигнал светофора; превышение установленной скорости и правил маневрирования.

Особо отмечается рост количества ДТП с участием детей-пешеходов и детей-водителей мототранспорта.[4]

В связи с этим необходимо помнить, что пешеходы должны двигаться по тротуарам, пешеходным дорожкам, велопешеходным дорожкам, а при их отсутствии — по обочинам.

При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств.

При переходе дороги и движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется, а вне населенных пунктов пешеходы обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.

Субъектом административных правонарушений в области дорожного движения может быть любое лицо, нарушившее правила дорожного движения – водитель, пешеход, пассажир и др.

Уголовная и административная ответственности наступают с момента достижения лицом шестнадцати лет, в некоторых случаях с 14 лет ( угон транспортного средства, если в результате ДТП наступает смерть участника дорожного движения по вине несовершеннолетнего водителя).

В соответствии со статьёй 12.6 КоАП неиспользование ремней безопасности во время движения водителем транспортного средства, пассажирами (когда конструкция транспортного средства предусматривает такую возможность), а равно управление мотоциклом или мопедом либо перевозка на мотоцикле пассажиров без мотошлемов или в незастегнутых мотошлемах, влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей.

Согласно статье 12.7 КоАП управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (за исключением учебной езды), влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

 

Передача управления транспортным средством лицу, заведомо не имеющему права управления транспортным средством (за исключением учебной езды) или лишенному такого права, влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей.

В соответствии со статьёй 12.8 КоАП управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения и не имеющим, либо лишенным права управления транспортными средствами, влечет административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток или наложение штрафа в размере тридцати тысяч рублей. Это же наказание предусмотрено за отказ водителями, не имеющими прав управления транспортными средствами, от прохождения медицинского освидетельствования  на состояние опьянения.

В соответствии со статьей 12.9. КоАП превышение установленной скорости движения влечет наложение штрафа в размере от пятиста до пяти тысяч рублей, либо лишение права управления транспортными средствами на срок от шести месяцев до года.

В соответствии со статьей 12.10. КоАП пересечение железнодорожного пути вне железнодорожного переезда, выезд на железнодорожный переезд при закрытом или закрывающемся шлагбауме либо при запрещающем сигнале светофора или дежурного по переезду, а равно остановка или стоянка на железнодорожном переезде, влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от трех до шести месяцев.

Ответственность, за совершение несовершеннолетними деяния, нарушающего правила дорожного движения, могут понести их родители (иные законные представители) за неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями  несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, защите прав и интересов несовершеннолетних (ст. 5.35 КоАП РФ) в виде предупреждения либо штрафа в размере до пятисот рублей.

В случае, когда у несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет нет доходов или иного имущества, достаточных для возмещения вреда, в связи с чем он не может понести персональную ответственность за совершенное деяние, вред должен быть возмещен полностью или в недостающей части его родителями или иными законными представителями ( ст. 1074 ГК РФ).

Для улучшения дорожной ситуации, среди прочих мер, необходимо повышение культуры на дорогах, в том числе путем правового просвещения детей, формирования у них отношения неприятия нарушений правил дорожного движения.

Необходимо помнить, что приобретение несовершеннолетним детям, не имеющим водительских прав, мопедов, мотоциклов (скутеров), предоставление возможности использования машины, в том числе с целью тренировки основ вождения, является актом сознательного создания условий для нарушения несовершеннолетними правил дорожного движения. Последствиями таких действий может явиться создание детьми аварийных ситуаций на дорогах, совершение ими дорожно-транспортных происшествий.



[1] Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 3 месяца 2017 года. Информационно-аналитический обзор. – М.: ФКУ НИЦ БДД МВД России, 2017, 17 с.

[2] Электронное периодическое издание «Луки.ру» [Интернет ресурс] // http://luki.ru/?main=index

[3] Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 3 месяца 2018 года. Информационно-аналитический обзор. – М.: ФКУ НЦ БДД МВД России,  2018, 17 с.

[4] Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 3 месяца 2018 года. Информационно-аналитический обзор. – М.: ФКУ НЦ БДД МВД России,  2018, 17 с.

Файлы: